Путевой лист. Оформление путевого листа
Многие бухгалтеры полагают, что путевые листы можно составлять по неунифицированной форме и сразу за месяц. Такое популярное мнение ведет свое происхождение из писем Минфина России. Однако «самодельный» путевой лист создает ряд очевидных проблем.
Первые разъяснения о возможности неприменения унифицированной формы путевого листа содержит письмо Минфина России от 20 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/214. А затем эта позиция поддерживалась и развивалась в других письмах финансового ведомства – от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/129 и от 7 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/327.
Однако не все бухгалтеры обратили внимание, что эти разъяснения чиновников затрагивают исключительно путевой лист легкового автомобиля. С непростительным невниманием к руководящему мнению отнеслись и налоговые органы. УФНС России по городу Москве в письмах от 14 ноября 2006 г. N 20-12/100253 и от 19 июня 2006 г. N 20-12/54213@ допускает самостоятельно разработанные формы путевых листов уже для всех автомобилей. То есть трактует мнение Минфина более широко, выходя за рамки своих полномочий (письмо Минфина России от 6 мая 2005 г. N 03-02-07/1-116).
Суть рекомендаций официальных органов сводится к тому, что применять унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 (далее – постановление N 78 ), в целях налогового учета необязательно. Бухгалтерии могут ограничиться самостоятельно разработанными формами первичных учетных документов, утвердив их в учетной политике предприятия.
Пункт 15 инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 гласит:
«Все организации, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы. Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается».
«Самодельные» путевые листы можно оформлять ежемесячно. Правда, такая «самодеятельность» разрешена только организациям, не являющимся автотранспортными.
Первая правоприменительная проблема «самодельных» путевых листов заключается в том, что понятие автотранспортных организаций нормативно не определено. Но Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12) приравнивает к автотранспортным и неспециализированные предприятия, имеющие автомобили. Кроме того, на унифицированных бланках указано, что путевые листы всех автотранспортных средств являются типовыми межотраслевыми формами.
Вторая проблема в том, что путевой лист является документом, предусмотренным Правилами дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, далее – ПДД ). И вряд ли инспектор ГИБДД удовольствуется сокращенной формой, разработанной предприятием. Согласитесь, кто же на трассе станет вникать в индивидуальные особенности учетной политики.
В дорогу – с путевым листом
Стремление бухгалтеров упростить ведение путевых листов объясняется тем, что в небольших фирмах обязанности по заполнению этих форм ложатся на их плечи. Ну а постановление N 78 гласит, что путевой лист выписывается диспетчером или уполномоченным лицом.
Значит, соответствующие полномочия бухгалтера должны быть утверждены распорядительным документом по организации. Однако не нужно забывать, что назначение путевого листа не сводится к учету расхода горючего. После регистрации в журнале учета движения путевых листов (по унифицированной форме N 8) он выдается водителю под расписку и сопровождает его в поездке.
Помимо налоговых инспекторов, путевыми листами интересуются инспекторы ГИБДД. Согласно пункту 2.1.1 ПДД. водитель обязан иметь при себе путевой лист и передавать его для проверки работникам милиции по их требованию.
Правда, ПДД содержат неопределенную оговорку: лист необходим «в установленных случаях». А в каких именно? Прежде всего, путевой лист нужен, если у водителя нет доверенности на право управления транспортным средством. Значит, при эксплуатации легкового автомобиля по доверенности от организации без путевого листа в дороге и впрямь можно обойтись. Но самодельный «бухгалтерский» путевой лист доверенность не заменит. И тогда водителю грозит административный штраф по статье 12.3 КоАП РФ в размере 50 рублей.
Зато при грузоперевозках унифицированный путевой лист незаменим. В пункте 2.1.1 ПДД указано, что водитель в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, должен иметь путевой лист и передавать его для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Обязательность путевого листа при перевозке грузов товарного характера установлена пунктами 47 и 50 Устава автомобильного транспорта РСФСР. При этом применяются единые формы путевых листов и действуют общие правила их заполнения, но никак не варианты, утвержденные руководителем фирмы.
Зачем же делать двойную работу?
Минфин России однозначно ответил на вопрос о применении самодельных месячных путевых листов в письме от 15 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/363. Они допускаются для легкового автомобиля, управляемого сотрудником по доверенности и не осуществляющего перевозки грузов или пассажиров. Более того, такие листы предназначены для подтверждения расходов на горючее в целях налогообложения прибыли. И оснований для применения этих документов за пределами данной конкретной ситуации не имеется.
Обратите внимание, что постановление N 78 предписывает хранить путевые листы грузового автомобиля совместно с товарно-транспортными накладными для возможности их одновременной проверки. В путевом листе по форме N 4-п вписываются номера товарно-транспортных документов. Не нужно также забывать, что в путевых листах ведется учет работы водителя. А значит, они могут быть предметом проверки трудовой инспекции.
Ну и требование о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителей никто не отменял (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ). Согласно письму Минздрава России от 21 августа 2005 г. N 2510/9468-03-32, водители проходят медосмотр с предъявлением путевого листа перед каждой поездкой, то есть ежедневно.
В итоге мы видим, что «самодельный» путевой лист не исчерпывает многообразия ситуаций, связанных с эксплуатацией автотранспорта. А бездумное стремление бухгалтера «упростить» унифицированные формы может не только обернуться бесполезной двойной работой, но и повлечь финансовые санкции.
Е. Диркова
Путевой лист легкового автомобиля (для нетранспортной компании)
"Бухгалтерия и кадры", 2008, N 7
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
(ДЛЯ НЕТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ)
Оформление путевых листов - удел не только автотранспортных организаций. Заполнять этот документ нужно любой фирме, которая использует в своей деятельности автомобиль. Если компания хочет отнести на расходы затраты на покупку ГСМ, без путевого листа ей не обойтись. Его оформление - процесс весьма трудоемкий. Но если организация не является транспортной, его можно немного упростить. Главное - знать меру!
Для чего нужен путевой лист?
Путевой лист для большинства организаций - это прежде всего первичный документ по учету расходования автомобилем топлива. Так, если чеки подтверждают факт приобретения бензина, то путевой лист позволяет понять, сколько именно топлива было израсходовано конкретным автомобилем.
Кроме того, путевой лист - это еще и основание для расчета зарплаты водителю. Если, конечно, фирма начисляет ее по сдельным или повременным расценкам. Когда водителю установлен оклад или сотрудник, управляющий машиной, вообще занимает другую должность (в нетранспортных организациях, как правило, так и бывает), путевой лист для начисления зарплаты не пригодится.
Впрочем, путевой лист необходим не только для документального подтверждения расходов. Он позволяет судить еще и об экономической оправданности затрат. Причем как в плане использования автомобиля для деятельности, направленной на получение дохода, так и в части обоснованности расходования ГСМ.
Кстати, чиновники считают, что путевой лист необходим еще и для того, чтобы оправдать выплату компенсации сотрудникам, использующим личные автомобили на благо компании. По мнению налоговиков и финансистов, именно этот документ позволяет подтвердить служебный характер поездок. В данной статье мы не будем касаться вопросов выплаты компенсации. Этой теме будет посвящена отдельная статья в следующем номере журнала.
Типовая форма.
Как известно, к бухгалтерскому учету можно принимать те первичные документы, которые составлены по унифицированной форме. Если же типового бланка для оформления какой-либо операции не существует, организация может разработать необходимый документ сама. Такие правила установлены ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". А поскольку ст. 252 НК РФ позволяет включать в налоговую себестоимость расходы, "подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации", данные правила влияют и на налоговый учет.
Что касается путевого листа, то у этого документа унифицированная форма есть. Причем для разных типов автомобилей предусмотрены свои бланки. Утверждены они Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". В частности, для легковых автомобилей предусмотрен путевой лист по типовой межотраслевой форме N 3.
В этом документе необходимо отражать сведения о работе автомобиля в течение дня или смены. На более длительный срок путевой лист выписывают, только если работник едет на автомобиле в командировку. Бланк должен содержать наименование организации, марку и номер автомобиля. Здесь нужно также указывать, кто управляет автомобилем, и приводить реквизиты водительского удостоверения данного сотрудника. В путевом листе нужно фиксировать время выезда и возвращения и данные, которые показывал при этом спидометр. Эти сведения должны заверять своей подписью диспетчер-нарядчик и механик.
Отдельный раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. Тут нужно указать, сколько литров бензина было в баке при выезде и возвращении, сколько было заправлено и израсходовано во время поездки. Помимо этих фактических данных в бланке предусмотрены строки для отражения норматива потребления топлива и количества сэкономленного или перерасходованного горючего. Пример заполнения лицевой стороны типовой формы путевого листа приведен на с. 54.
Типовая межотраслевая форма N 3
Место для штампа
организации
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ------- N ------
__________________________________¦ ние спидометра при возвра-
¦ щении в гараж, км --------¬
¦ ¦ 66 823¦
Автомобиль ¦ L--------
сдал Семенов Семенов И. М. ¦ Гусев Гусев В. П.
подпись расшифровка ¦ подпись расшифровка
М. П. подписи ¦ подписи
Сразу оговоримся: в Налоговом кодексе речь о каком-либо лимитировании затрат на топливо не идет. Но организациям лучше все же использовать некие нормативы.
И уж если не утвержденные Минтрансом России (на чем настаивает Минфин России), так хотя бы разработанные самостоятельно <1>. Для налоговиков это будет свидетельством того, что компания действительно контролирует расход топлива, и, возможно, позволит организации избежать лишних вопросов при проверке.
<1> Подробнее об этом читайте в статье "Учет расходов на ГСМ. По нормам или по факту?" N 6, июнь, 2008.
На оборотной стороне бланка путевого листа следует подробно расписывать маршрут движения машины, приводя время и километраж каждой поездки. Кроме того, здесь есть раздел, предназначенный для расчета заработной платы водителю за пройденные километры или отработанное время.
. или самостоятельная?
Должны ли компании использовать именно унифицированный бланк путевого листа? Некогда специалисты Росстата разъяснили в Письме от 3 февраля 2005 г. N ИУ-09-22/257, что типовая межотраслевая форма N 3 обязательна для всех компаний, использующих в работе легковые автомобили. Причем то, что фирма транспортной организацией не является, по их мнению, не давало ей никаких поблажек при заполнении путевого листа. Все реквизиты должны быть заполнены (в том числе и маршрут следования). Периодичность составления - на один день или смену (за исключением командировок) - должна соблюдаться.
Заметим, что налоговики и финансисты придерживались в то время аналогичной позиции (см. например, Письма Минфина России от 15 июля 2005 г. N 03-03-04/1/75, УФНС России по г. Москве от 25 июля 2005 г. N 20-12/53147). Они также настаивали на том, что только путевые листы, составленные по унифицированной форме, могут подтверждать расходы организации.
Росстат с тех пор не выпускал писем, опровергающих или подтверждающих позицию, озвученную более трех лет назад. А вот налоговики вслед за финансистами уже успели поменять свою точку зрения. Теперь представители этих ведомств считают, что унифицированная форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля" обязательна только для автотранспортных организаций, а остальные компании могут разработать свой бланк. Этот вывод следует из текста самого Постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Подобные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 16 марта 2006 г. N 03-03-04/2/77 и УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. N 20-12/100253.
Разрабатываем свой путевой лист
Итак, на данный момент ни финансисты, ни налоговики уже не возражают против разработки нетранспортными компаниями своей формы путевого листа. Правда, такой самодельный документ должен отвечать определенным требованиям.
Обязательные реквизиты
При разработке бланка путевого листа нужно помнить, что он обязательно должен содержать следующие реквизиты:
- наименование и дата составления документа;
- название организации;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозоперации в натуральном и денежном выражении;
- должности работников, ответственных за совершение хозоперации и правильность ее оформления;
- личные подписи этих сотрудников.
Собственную форму путевого листа должен утвердить своим приказом руководитель организации. Ее образец нужно привести в учетной политике компании. Обычно все самостоятельно разработанные бланки оформляют в виде приложений к этому документу.
Как правило, компании берут за основу типовую форму. Причем в реквизитах лицевой стороны изменения обычно бывают минимальны. Что, в общем-то, и неудивительно, ведь здесь приведены именно обязательные реквизиты.
Маршрут следования
Наиболее трудоемкий процесс при заполнении типовой формы путевого листа - это указание подробного маршрута следования автомобиля. Особенно учитывая, что формулировка "по городу" и другие ей подобные, по мнению специалистов Росстата, недопустимы. Чиновники хотят видеть в документе данные о затраченном времени и пройденном километраже по всем пунктам следования автомобиля. Поэтому при разработке собственной формы путевого листа у организаций возникает соблазн в первую очередь отказаться от подробного отражения маршрута.
Однако делать этого не стоит. Подобное усовершенствование путевого листа чиновники не одобряют. Да и у судей оно не всегда находит понимание.
Как разъяснил Минфин России в Письме от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/129, в бланке путевого листа обязательно должны быть указаны данные о конкретном пути следования автомобиля, ведь именно эти сведения отражают содержание хозяйственной операции. А как мы уже сказали, содержание хозяйственной операции - это один из тех обязательных реквизитов, которые должны быть в форме первичного документа, разработанной организацией. Если маршрут движения не указан, то такой путевой лист просто не позволяет судить о том, что автомобиль действительно использовался в служебных целях, подчеркивают финансисты. Кстати, аналогичный взгляд на проблему и у инспекторов (Письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. N 20-12/100253).
Примечание. По мнению финансистов и налоговиков, в бланке путевого листа обязательно должны быть указаны данные о конкретном пути следования автомобиля.
А вот судьи различных округов не столь единодушны.
Так, например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23 апреля 2007 г. N А28-7048/2006-250/21 не признал расходы на ГСМ документально подтвержденными. По той причине, что путевые листы, составленные фирмой, не содержали данных о пути следования транспорта.
Однако ФАС Уральского округа в Постановлении от 5 марта 2008 г. N Ф09-1053/08-С3, напротив, поддержал организацию, которая включила в расходы затраты на покупку ГСМ, несмотря на то что в путевых листах не был конкретизирован маршрут автомобиля. Свою позицию арбитры аргументировали тем, что "что отражение пути следования автомобиля, а также адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами путевых листов".
Периодичность составления
Еще одним поводом для недовольства унифицированной формой путевого листа является то, что составлять этот документ необходимо ежедневно. Поэтому свой бланк путевого листа организации обычно разрабатывают с тем расчетом, чтобы его можно было выдавать сразу на несколько дней, неделю, месяц. Ведь это позволит существенно сократить документооборот.
Минфин России не против такой оптимизации. Но с одной оговоркой: путевые листы "должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода" (см. например, Письмо Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/2/23). Для финансистов главное, чтобы путевые листы, оформленные, скажем, на неделю или месяц, позволяли организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ не хуже ежедневных.
Примечание. Минфин России не против оформления путевых листов более чем на день. Главное, чтобы они позволяли организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.
Если зарплату водителю компания начисляет исходя из оклада, то составление путевых листов не за каждый день или смену, а за месяц ничему не повредит. Раздел, касающийся расчета заработка, в таком случае можно вообще не предусматривать. Нет необходимости и в указании времени выезда и возвращения применительно к каждой поездке.
С организацией учета ГСМ немного сложнее. Во-первых, нужны ли данные о расходе горючего с разбивкой по дням, финансисты не поясняют. На наш взгляд, место для указания такой информации лучше предусмотреть. Хотя бы для того, чтобы облегчить процесс заполнения раздела о движении горючего в целом за период, на который выдан путевой лист. Ведь, согласитесь, без каких-то промежуточных записей хотя бы о количестве заправленного бензина тут не обойтись. Так почему бы их не делать в самом бланке?
А во-вторых, учитывая, что наличие подробного описания маршрута, по мнению чиновников, в путевом листе необходимо, даже в бланке на месяц придется приводить данные о поездках за каждый день. Если, конечно, организация не согласна доказывать проверяющим, что и без этих сведений путевой лист может служить подтверждением затрат на ГСМ. При наличии большого числа поездок уместить всю информацию на оборотной стороне формы не получится. Можно разработать форму путевого листа с приложениями. А можно просто оформлять документ на срок меньше месяца, скажем на неделю. Оборотная сторона разработанной компанией формы путевого листа, на основе которого не нужно рассчитывать зарплату водителю, может выглядеть, например, так:
Оборотная сторона формы N ПЛ-1
п/п Место Пройдено,
км Движение
горючего, л Подпись лица,
Форум "За рулем"
Доверенность или путевка
dmon31rus 28 апр. 2015
Добрый день!
Подскажите, возможно через Ваш журнал задать вопрос господину Нилову для разъяснений.
Езжу на служебном автомобиле категории В (Фольксваген Мультивен). До вчерашнего дня у меня всегда были с собой две доверенности одна нотариальная. другая от предприятия на фирменном бланке. Этих документов всегда было достаточно для предъявления. Но 27 апреля 2015 года меня остановил инспектор ГИБДД и в доброжелательной форме объяснил, что у меня должен быть путевой лист на автомобиль. Мотивация была железная: якобы институт доверенностей отменен в 2013 году. Я руководитель и пользуюсь этим автомобилем единолично.
Разъясните пожалуйста, обязателен ли путевой лист в данном случае?
Дополнительно сообщаю. грузы не перевожу, частным извозом не занимаюсь.
Заранее спасибо.
По разным форумам противоречивая информация.
ars1117 28 апр. 2015
Я долгое время работаю механиком (на разных предприятиях),выпускаю автомобили на линию. Коротко: в вашем случае вообще достаточно,что бы ваше имя было вписано в полюс ОСАГО. Доверенность не нужна никакая.
А что бы "успокоить" назойливого инспектора составьте себе Договор аренды транспортного средства,между предприятием и вами. И никакого путевого листа,вместе с отметкой доктора и механика(сам по себе путевой лист без этих отметок влечёт должностную ответственность).
Dmitry_D 29 апр. 2015
ars1117 29 апр. 2015
Там ещё должна быть подпись механика и печать с подписью доктора. Так что передайте своему директору,что такую недопутёвку пусть никогда инспекторам не показывает,проблемы будут. Проблем будет меньше(штраф 500р.),если сказать что потерял.
Dmitry_D 29 апр. 2015
Там ещё должна быть подпись механика и печать с подписью доктора. Так что передайте своему директору,что такую недопутёвку пусть никогда инспекторам не показывает,проблемы будут. Проблем будет меньше(штраф 500р.),если сказать что потерял.
Печать там есть, и подпись механика тоже.
ars1117 29 апр. 2015
Вообще же, не припомню, чтобы где-то в перечне того, что надо иметь водмтелю. фигурировал путевой лист. По большому счёту он нужен только организации, чтобы бензин списывать да определять за чей счёт письма счастья оплачивать.
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист. лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Зачем нужен путевой лист
Всем водителям или сотрудникам, которые пользуются служебным транспортом, ежедневно должны выдаваться путевые листы для учета пробега, времени активной эксплуатации транспорта и времени простоя. Комитетом статистики принято несколько унифицированных форм для разного вида транспорта. Для легкового автомобиля, форма для заполнения упрощенная, в случае необходимости в получении путевого листа для грузовых автомобилей следует учесть две существующие формы документа и выбрать более подходящую:
• Сдельная. Применима в расчетах стоимости грузоперевозок по сдельным расценкам, которые устанавливает сам водитель, исходя из расчета затрат на топливо и время, затраченное на проезд.
• Повременная. Оплата рассчитывается по тарифу, принятому за затраченное время автомобиля на работу. Чаще в случае если транспортное средство собственность предприятия, а водитель наемный, или если грузовой транспорт требуется в найм другой фирме, оплата рассчитывается только за время использования автомобиля по установленному тарифу.
Наличие, правильно заполненного путевого листа грузового автомобиля. обеспечит безопасность водителю, во время перевозки грузов, потому что если транспорт остановят и заметят отсутствие этого документа, водителю выставят штраф. А относительно бухгалтерии любого предприятия, наличие путевых листов, которые содержат учет всех затрат на маршрут авто и учет времени работы водителя, является основанием для списания ГСМ (горюче-смазочные материалы), затраченных на служебные легковые или грузовые автомобили.
Как оформить путевой лист
Как правило, данный документ заполняет, лицо уполномоченное руководителем, диспетчер или другой работник организации. Каждый такой бланк выдается на один день или смену, в случае долгосрочного рейса. Правила заполнения путевого документа для грузовых и легковых автомобилей различаются. Если транспорт подразумевает перевозку груза, к путевому листу прикладывается товарная накладная с данными о тоннаже, транспортируемого груза. В случае легковых автомобилей достаточно будет чеков на бензин и указаний о времени простоя и работы автомобиля, эти данные вносит непосредственно водитель, заверяя их точность свое подписью. Ответственность, за правильность заполнения документа лежит на всех участниках этого процесса.
Заполняя путевой лист для грузовых автомобилей необходимо указать некоторую информацию о водителе, транспортном средстве, предполагаемом времени в пути, примерно подсчитать километраж, указать дату, номер автомобиля, фио водителя, номер прицепа или полу-прицепа, если такой имеется, показания спидометра на время отправки с начальной точки. Снимаются показания с топливного бака, при недостатке, машину заправляют, литраж вписывают в соответствующую графу. Когда автомобиль возвращается данные об остатке бензина, времени простоя и прочем вписывают в карточку.
По статистике, обязательное наличие путевых листов на все эксплуатируемые предприятием автомобили, значительно облегчает введение баланса и учет вложенных денежных средств на бензин, а также помогает безошибочно высчитать сумму зарплаты наемных или штатных водителей. Главное внимательно заполнять документы в соответствии с требованиями и вовремя заносить их в регистрационный журнал.
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий