четверг, 20 октября 2016 г.

В какие сроки аптека должна выдать лекарство по льготному рецепту





Как получить лекарство…


На вопросы пациентов об обеспечении льготными лекарственными средствами отвечает зам. главврача ЦРБ по поликлинической работе В. Н. ЕГОЗОВ.

- Я участник Великой Отечественной войны. Куда обратиться, чтобы получить лекарства в соответствии со своим диагнозом?


- Обратиться нужно к своему лечащему врачу, к которому и раньше обращались в поликлинике. Вам выпишут рецепт и назовут аптеку, в которой будут выданы лекарственные средства в соответствии с рецептом.


- У меня инвалидность, вторая группа по сердечно-сосудистому заболеванию. Обратился в поликлинику по поводу острого бронхита и обострения хронического гастрита. Будут ли мне назначены бесплатные лекарства по поводу сопутствующих заболеваний?


- Вы будете обеспечены необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача бесплатно в соответствии с утвержденным перечнем лекарственных средств и вашим состоянием здоровья.


- Что делать, если препарат не входит в утвержденный перечень, а он просто необходим?


- Если препарат не входит в список льготных препаратов, но при этом он жизненно необходим больному, врач согласовывает решение выписать рецепт с клинико-экспертной комиссией поликлиники, к которой вы относитесь.


- Скажите, кто контролирует работу врачей поликлиники?


- Вашего врача может проверить руководство поликлиники. Контроль достоверности и обоснованности выписки пациентам рецептов обеспечивают страховая компания и фонд обязательного медицинского страхования, выдавшие вам полис.


- Какие документы необходимо предъявлять в аптеке при получении лекарственных средств, кроме льготного рецепта?


- Никаких дополнительных документов не требуется. Достаточно предъявить рецепт. По нему лекарство может получить любой человек, которому пациент передаст рецепт, если сам получить препарат не в состоянии.


- Я сейчас оформляю инвалидность. С какого времени я буду иметь право на получение бесплатного лекарства?


- С даты назначения ежемесячной денежной выплаты. Если вы уже успели оформить инвалидность и включены в федеральный реестр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, то, начиная с января 2005 г. вместе с пенсией вы будете получать ежемесячную денежную выплату в зависимости от установленной степени утраты трудоспособности. С этого же момента вы можете получать назначаемые врачом лекарства.


- Какие лекарства можно получить по бесплатным рецептам. По какому принципу составлялся перечень лекарственных средств, утвержденный Минздравсоцразвития?


- При составлении перечня учитывалось: наличие государственной регистрации, потребность в лекарственном средстве при амбулаторном лечении льготных категорий граждан и доказанная его эффективность. Всего в перечень включены более 300 международных наименований лекарственных средств.


- Где я могу ознакомиться с перечнем лекарств?


- С перечнем каждого пациента из числа льготников обязан ознакомить лечащий врач, а также представитель страховой медицинской организации. Кроме того, перечень лекарств, предоставляемых бесплатно, опубликован в «Российской газете» от 10.12.04 г.


- Где и как можно узнать о врачах, имеющих право на выписку бесплатных лекарств?


- Список врачей, имеющих право на выписку рецептов, определяется органом управления здравоохранением субъекта РФ и имеется в подлиннике, он предоставляется по требованию пациента, прикрепленного к этому лечебному учреждению.


- Живу в деревне. Может ли наш фельдшер выписать рецепт на бесплатные лекарства?


- Правом выписки рецепта обладают врачи (фельдшеры) поликлиник системы обязательного медицинского страхования: терапевты, невропатологи и др. специалисты. Рецепты выписываются по медицинским показаниям, исходя из диагноза заболевания пациента и утвержденного перечня лекарственных средств. Чтобы ваш фельдшер мог выписывать бесплатные рецепты, он должен быть включен в регистр врачей (фельдшеров), имеющих такое право. Формирование и ведение такого регистра осуществляют территориальные органы управления здравоохранением.


- В течение длительного периода врач прописывал мне одно и то же лекарство. Мне сказали, что это лекарство не входит в утвержденный перечень, как мне быть?


- Получить можно те лекарства, которые входят в перечень, утвержденный Минздравсоцразвития России. Однако если клинико-экспертная комиссия поликлиники принимает решение по назначению вам не входящего в перечень лекарства, которое для вас является жизненно важным, то вы получите бесплатно и его. Только решение комиссии должно быть обоснованным: основанием для назначения лекарства, не входящего в перечень, является индивидуальная непереносимость или недостаточная эффективность препаратов перечня.


- Ограничено ли количество упаковок лекарств, отпускаемых аптекой по одному рецепту?


- Количество и дозы лекарств в каждом конкретном случае определяются лечащим врачом, исходя из диагноза заболевания и состояния больного, и указываются в рецепте. Поэтому аптека выдаст вам назначенное лекарство в точном соответствии с предъявленным вами рецептом. Сумма расходов, необходимых для лечения, не ограничивается.


- Какой срок действия рецепта на бесплатные лекарства?


- Максимальный срок действия рецепта с момента его выдачи – 14 дней (информация об этом содержится на бланке).


- Можно ли получить бесплатный рецепт заочно. Моя жена часто ходит в поликлинику и вполне могла бы мне выписывать рецепты у нашего участкового терапевта?


- Ваш участковый терапевт откажет вашей жене и будет прав. Присутствие больного необходимо, т. к. врач только после осмотра может сделать вывод о том, что в данный момент пациент нуждается в лекарстве. Он определит дозировку, оценит показатели состояния здоровья, которые раньше могли отсутствовать, назначит, если нужно, дополнительное обследование для правильной тактики лечения или примет решение о немедленной лекарственной помощи.


- Могу ли я получить лекарства поближе к дому?


- Адреса аптек, где можно получить лекарства, укажет врач. Вопрос организации доставки лекарств тем гражданам, которые по определенным причинам не смогут самостоятельно обратиться в аптеку, будет решаться.


- Постоянно ли будут лекарства в аптеке?


- Создаваемая система предусматривает наличие запасов лекарственных средств в аптеках. Если какого-то лекарства не будет, разработанными правилами устанавливаются минимально возможные сроки его предоставления, включая доставку на дом.


- В аптеке мне сказали, что прописанного лекарства нет в наличии, и сообщили, что привезут его мне домой через неделю. Но мне лекарство нужно сейчас. Могу ли я в этом случае купить лекарство и потом вернуть потраченные деньги?


- В аптеке по вашему требованию должны дать возможность ознакомиться с «Правилами отсроченного обслуживания». Если, например, согласно этим правилам, вам должны предоставить требуемое лекарство в течение суток, а предлагают сделать это только через неделю, вы можете сообщить об этом по телефону, который вам обязаны назвать в аптеке. Вам дадут рекомендации по дальнейшим действиям. В частности, предусмотрена возможность купить нужное лекарство с последующим возмещением его стоимости, но это нужно обязательно согласовать со страховщиком.


- Если нужного мне лекарства не будет в аптеке, могут мне выдать другое лекарство?


- Вам предложат синоним лекарственного средства с таким же фармакологическим действием.


- Куда можно пожаловаться, если в аптеке отказываются выдавать лекарства по бесплатному рецепту в рамках программы?


- В таком случае необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальное отделение фонда медицинского страхования, в обязанности которых входит защита прав граждан в системе ОМС, а также поставить в известность лечащего врача.


- Могу ли я получить бесплатно свои лекарства во время лечения в стационаре?


- Лекарственное обеспечение в стационаре предоставляется в рамках программы государственных гарантий в соответствии с вашим диагнозом. Поэтому дополнительные лекарства, предусмотренные для амбулаторного лечения, на время пребывания в больнице вам не понадобятся.


- Собираюсь на несколько месяцев уехать в другой город к дочери. Возможно ли получение бесплатных лекарств сразу на большой срок?


- Нет. Врач должен с определенной периодичностью следить за состоянием вашего здоровья и ходом лечения. Поэтому вам следует посещать лечащего врача регулярно, следуя его рекомендациям.


- Мой сын болен гемофилией и обеспечивается в настоящее время необходимыми лекарствами бесплатно. Будут ли ему сохранены с 2005 г. бесплатные лекарства?


- Да, будут, если ему установлена инвалидность.


- Может ли застрахованный пациент предъявить иск аптеке в случае взимания денежных средств с него за лекарства, которые он должен был получить бесплатно?


- Может, и не только фармацевтической организации, но и страхователю, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.


- Распространяется ли порядок выдачи лекарств на те препараты, которые выдаются без рецепта?


- Да, те лекарственные средства без рецептурного отпуска, которые входят в перечень, также будут предоставляться вам по рецепту.


Газета "Славгородские вести"



Тема лекарственного обеспечения федеральных льготников, поднятая в материале “О льготных лекарствах замолвите слово”, опубликованном в 9-м номере “В”, неожиданно нашла своё продолжение на прошлой неделе. Оказывается, реформы в этом направлении уже идут полным ходом. О них журналистам городских средств массовой информации рассказали директор РОФОМС Татьяна Гудкова, её коллега Елена Скоморохова и директор аптеки №86 Татьяна Сражаева.


В 2005 году в Новочеркасске состояло на учёте 25,5 тысячи федеральных льготников. В 2006 году их осталось 11,5, остальные предпочли соцпакету деньги, и решили обеспечивать себя лекарствами самостоятельно.


В 2005 году было выписано 234,5 тысячи льготных рецептов, по которым выданы лекарства на 64,7 миллиона рублей. Это в три раза превысило уровень 2004 года.


За два месяца текущего года выписано 28 тысяч льготных рецептов, по которым выдано лекарств на сумму 9 миллионов рублей.


Участники встречи согласились с тем, что в начале года в снабжении льготников лекарствами возникли определённые трудности. (О них шла речь в предыдущем материале о льготных лекарствах.) Прежняя схема, по которой генеральный поставщик льготных лекарств, фирма “Биотэк” направляла медикаменты на региональный склад в город Шахты, и потом они шли по городским аптекам, изменяется.


“Биотэк-Дон” открыл в городе сеть своих пунктов по выдаче льготных лекарств: поликлиника №2 на Ермака, 57 (т. 2-25-10);


поликлиническое отделение городской больницы №1, ул. Мацоты, 28 (т. 3-80-53);


поликлиника №3, Баклановский, 154 (т. 6-06-83)


Готовится к открытию пункт в поликлиническом отделении горбольницы №2 на Гвардейской.


С первого апреля из пяти аптек, которые выдавали льготные лекарства, № 229 — Донской, (Юности,2, т. 7-15-44), № 85 — (Московская, 23, т. 2-44-64), № 347, № 86, №280, пункты выдачи останутся лишь в первых двух из этого списка. Государственные аптеки — № 86 (пр. Платова), № 280 (ул. Буденновская), № 347 (Соцгород) — будут обслуживать льготные рецепты только на сильнодействующие препараты, поскольку такая деятельность должна быть обеспечена специальной лицензией. Аптеки в течение месяца должны выдавать оставшиеся у них на складе нереализованные препараты, а весь список неотоваренных рецептов передадут в новые аптечные пункты “Биотэк-Дон”.


Что касается сроков выдачи лекарств по льготному рецепту, то, по словам директора РОФОМС Татьяны Гудковой, если препарата нет в наличии, аптека обязана взять такой рецепт на контроль. Жизненно-важный препарат по льготному рецепту должен быть выдан пациенту в течение 48 часов, остальные лекарства — в срок до 10 дней. В сложных случаях РОФОМС готов оказать льготнику помощь, если тот обратится по телефону 2-80-56.


Если человек, имеющий право на льготное лекарственное обеспечение, находится в стационаре, то льготный рецепт поликлиника ему выписать не может. В этом случае стационар, на основе страхового полиса, берёт на себя обязательства обеспечивать застрахованного больного всем необходимым. В случае возникновения каких-то проблем, по мнению Татьяны Гудковой, следует обращаться к руководителю лечебного учреждения.


— Очень часто, — сказала Татьяна Васильевна, — конфликт возникает из-за того, что пациенты пытаются решать вопросы с людьми, которые некомпетентны в принятии решений. Обращаться следует к главным врачам, которые смогут найти выход из создавшейся ситуации. Кроме этого, есть ещё и страховая компания, есть и РОФОМС.


На встрече прозвучал вопрос о роли местной власти в деле обеспечения льготными медикаментами.


— Медикаменты для федеральных льготников идут за счет средств федерального бюджета, — пояснила Татьяна Гудкова, — администрация города к этому отношения не имеет. А вот в части разрешения открытия в городских лечебных учреждениях пунктов выдачи лекарств фирмы “Биотэк-Дон”, город в стороне не остался, ведь очевидно, что такая мера сможет улучшить снабжение лекарствами льготников.


В ближайшей перспективе оформление рецептов в поликлиниках будет компьютеризировано. По словам Татьяны Васильевны, техника для этого уже есть. В аптеках тоже будут компьютеры. В результате — оформление каждого рецепта, которое занимает сейчас определенное время, будет сведено к минимуму.


В начале месяца на областной склад поступили медикаменты на сумму 344 миллиона рублей, это плюс к тем лекарствам на 180 миллионов, что были на складе. В итоге запас лекарств для выдачи льготникам Ростовской области составляет в сумме более полумиллиарда рублей. В самом скором времени в наш город будет поставлен весь ассортимент льготных препаратов.


Кроме этого региональному складу будет разрешено самостоятельно закупать препараты, которые пользуются спросом.


Всё это была теория. На практике (дело было 3 марта, в пятницу), новый пункт “Биотэк-Дон” в поликлинике №2, сиял новыми стеллажами и пустыми полками. Помещение, действительно, оборудовано очень хорошо, но, товара там пока не было. Девушка-провизор лишь смущенно пожимала плечами: “Лекарства должны скоро подвезти”.


В аптеке на Московской (горожане привыкли называть её 85-й, хотя сегодня она называется “Фармация-1”), было полно народу. Ждали товар. Вышедшую в торговый зал заведующую аптекой окружили посетители с рецептами в руках: “А у вас будет такое лекарство? А такое?” “Да, получили и ваш, и ваш препарат, — успокаивала заведующая льготников, — не волнуйтесь, сейчас всё вынесем и начнём выдавать”. И действительно, в отдел начали выносить коробки с медикаментами и люди стали понемногу успокаиваться.


И последнее. Когда-то в стародавние времена на базе аптеки №85 работал справочный пункт, в котором по телефону можно было узнать, в какой аптеке есть нужный препарат. Может быть, и сегодня есть смысл подумать об организации такой справки для льготников, чтобы больные и старые люди могли, позвонив в эту службу, точно знать, куда им следует направляться за своим лекарством, и есть ли оно в аптеке вообще.



Как и где получать льготные лекарства


Как и где получать льготные лекарства


«Постоянно ли будут лекарства в аптеке?»


Создаваемая система предусматривает наличие запасов лекарственных средств в аптеках. Если какого-то лекарства не будет, что будет являться редким исключением, разработанными Минздравсоцразвития Правилами устанавливаются минимально возможные сроки его предоставления, включая доставку на дом.


«В аптеке мне сказали, что прописанного лекарства нет в наличии, и сообщили, что привезут его мне домой через неделю. Но мне лекарство нужно сейчас. Могу ли я в этом случае купить лекарство и потом вернуть потраченные деньги?»


В аптеке по вашему требованию должны дать возможность ознакомиться с «Правилами отсроченного обслуживания». Если, например, согласно этим правилам вам должны предоставить требуемое лекарство в течение суток, а предлагают сделать это только через неделю, вы можете сообщить об этом по телефону, который вам обязаны сообщить в аптеке. Вам дадут рекомендацию по дальнейшим действиям. В частности, предусмотрена возможность купить нужное лекарство с последующим возмещением его стоимости, но это нужно обязательно согласовать со страховщиком.


«Если нужного мне лекарства не будет в аптеке, могут мне выдать другое лекарство?»


Вам предложат синоним лекарственного средства, с таким же фармакологическим действием.


«Куда можно пожаловаться, если в аптеке отказываются выдавать лекарства по бесплатному рецепту в рамках Программы?»


В таком случае необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальное отделение Фонда медицинского страхования, в обязанности которых входит защита прав граждан в системе ОМС, а также поставить в известность лечащего врача.


«В амбулаторной карте увидела недостоверную запись участкового врача о выписке мне рецепта. Кто-либо контролирует работу врачей поликлиники?»


Врачей контролируют заведующие отделениями, клинико-экспертные комиссии и руководство поликлиники. Территориальный фонд ОМС и страховые компании обеспечивают вневедомственный контроль достоверности и обоснованности выписки пациентам рецептов. При этом проверяется соответствие номенклатуры, дозировки и количества выписанных лекарств диагнозу заболевания и состоянию здоровья пациента. В эти же органы следует обращаться, если вас что-то не устраивает в системе обеспечения бесплатными лекарствами.


«Есть ли какие-то заболевания, при которых я не смогу получить лекарства бесплатно (я – федеральный льготник)?»


При наличии любых заболеваний, являющихся основанием для назначения лекарств, предусмотренных Перечнем, при амбулаторном лечении вы будете получать их бесплатно.


«Могу ли я получить бесплатно свои лекарства во время лечения в стационаре?»


Лекарственное обеспечение в стационаре предоставляется в рамках Программы государственных гарантий в соответствии с вашим диагнозом. Поэтому дополнительные лекарства, предусмотренные для амбулаторного лечения, на время пребывания в больнице вам не понадобятся.


«Собираюсь на несколько месяцев уехать в другой город, к дочери. Возможно ли получение бесплатных лекарств сразу на большой срок?»


Нет. Врач должен с определенной периодичностью следить за состоянием вашего здоровья и ходом лечения. Поэтому вам следует посещать лечащего врача регулярно, следуя его рекомендациям.


«Я, инвалид второй группы по сердечно-сосудистому заболеванию, обратился в поликлинику по поводу острого бронхита и обострения хронического гастрита. Будут ли мне назначены бесплатные лекарства по поводу сопутствующих заболеваний?»


Да, будут. В соответствии с законом вы будете обеспечены необходимыми лекарствами по рецептам врача (фельдшера) бесплатно в соответствии с утвержденным Перечнем и вашим состоянием здоровья.


«Мой сын болен гемофилией и обеспечивается в настоящее время необходимыми лекарствами бесплатно. Будут ли ему сохранены с 2005 года бесплатные лекарства?»


Да, будут, если ему установлена инвалидность.


«Может ли застрахованный пациент предъявить иск аптеке в случае взимания денежных средств с него за лекарства, которые он должен был получить бесплатно?»


Может, и не только фармацевтической организации, но и страхователю, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.


«Распространяется ли порядок выдачи лекарств на те препараты, которые выдают без рецепта?»


Да, те лекарственные средства безрецептурного отпуска, которые входят в Перечень, также будут предоставляться вам по рецепту.



Лекарственное обеспечение


Обеспечение лекарствами в стационаре


Лечение в условиях стационара по полису ОМС должно быть полностью бесплатным, включая предоставление лекарств. Врач может назначить препарат, если он входит в стационарный стандарт по заболеванию пациента и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП). Лекарства в стандартах и перечнях указываются под международным наименованием (МНН) и всегда должны быть в стационаре в наличии.


Лекарство, не входящее в перечень ЖНВЛП, может быть предоставлено пациенту по жизненным показаниям, в случае замены препарата из-за индивидуальной непереносимости, при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания или сопутствующих заболеваний, при лекарственной несовместимости препаратов. Эти факты должны фиксироваться в медицинских документах пациента. Назначаются дополнительные лекарства уже не единолично лечащим врачом, а согласовываются с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом, с врачебной комиссией стационара. Не входящие в стандарт лекарства предоставляются по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (1).


Нередко во время пребывания в стационаре пациентам предлагают приобрести лекарства и расходные материалы за свой счет по причине их «временного отсутствия». В таких случаях можно обратиться к главврачу стационара, напомнив ему, что лечение в стационаре является бесплатным на основании полиса ОМС и территориальной программы госгарантий и требование оплаты незаконно, пожаловаться в региональный минздрав по телефону «горячей линии» или в страховую компанию по указанному на полисе ОМС телефону (компания должна помочь получить лечение бесплатно, поскольку сама оплачивает его медучреждению).


Если во время лечения вам спокойней все-таки приобрести лекарство за свой счет и не портить отношения с врачами, то стоит сохранить кассовый и товарный чеки и при выписке написать заявление на имя главного врача с просьбой компенсировать затраты на лекарства. В случае отказа после выписки из стационара можно обратиться в свою страховую компанию с документами о покупке и письменным заявлением о возмещении потраченных средств. К заявлению нужно также приложить выписку из медицинской карты и копию полиса. Это самая неблагоприятная ситуация для лечебного учреждения, так как страховщик не только возвратит за его счет потраченные пациентом деньги, но и привлечет главврача к ответственности.


Кому положены бесплатные лекарства при амбулаторном лечении


Рассчитывать на бесплатное лекарственное обеспечение вне стационара могут только льготники. В России имеется две категории льготников. Первая – федеральные льготники (инвалиды с социальным пакетом), которые имеют право на получение по медицинским показаниям любых лекарств для лечения любого заболевания (2) из списка препаратов программы дополнительного лекарственного обеспечения (3). Вторая категория – региональные льготники (лица, страдающие входящими в льготные перечни заболеваниями, но не имеющие статуса инвалида).


Если оформлена инвалидность, список льготных препаратов автоматически расширяется, а доступ к ним облегчается – инвалид имеет право на льготный рецепт не только по


основному, но и по любому имеющемуся у него заболеванию в соответствии со стандартами медицинской помощи, а также по жизненным показаниям и при угрозе жизни и здоровью. В набор социальных услуг инвалида входит обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартами медицинской помощи и по рецепту врача (4). Чтобы получить льготный рецепт, инвалид предъявляет в поликлинику по месту жительства: паспорт, полис, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку из отделения пенсионного фонда о том, что не получает за этот набор компенсацию в денежном выражении.


Врачи не любят предоставлять льготникам лекарства, не входящие в указанный перечень, так как оплачивать их будет не федеральный бюджет, а бюджет региона. Однако право получать не входящие в перечень лекарства у инвалида есть – по жизненным показаниям и при угрозе жизни и здоровью (5). Лекарства из перечня льготных (6) назначаются врачом по медицинским показаниям, а не по просьбе пациента.


Для получения льготного лекарства по региональной льготе пациент должен быть включен в региональный регистр льготников. Ознакомиться с территориальной программой государственных гарантий и региональным перечнем лекарств вы можете в страховой компании, территориальном фонде ОМС, в Минздраве, на сайте министерства здравоохранения региона. Если лекарство в региональный перечень не входит, то получить его можно по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии поликлиники.


Некоторые категории региональных льготников, например онкологические пациенты, имеют право на бесплатные лекарства и по любому другому заболеванию, например, по артериальной гипертензии (7). Хотя нередко эти лекарства приходится «выбивать» из медучреждения, которое экономит средства регионального бюджета.


Как получить рецепт


Рецепты на лекарства, как правило, выписывает лечащий врач пациента в поликлинике по месту жительства. Плановая потребность пациента в лекарстве вносится в сводную заявку поликлиники. Лекарство может быть назначено и в другом медучреждении. Например, недорогие противоопухолевые лекарства назначаются на консилиуме врачей онкодиспансера, потом лечащий врач-онколог выдает пациенту рекомендации для поликлиники на выписку лекарства. Дорогостоящие онкопрепараты также назначаются на консилиуме, после чего лечащий врач-онколог включает плановую потребность пациента в лекарстве в заявку и передает ее главному врачу для корректировки и формирования сводной заявки по онкодиспансеру. Затем заявка направляется в минздрав области на утверждение.


На основании сводных заявок минздравом области организуются государственные закупки лекарств путем размещения госзаказа. После закупок уполномоченная фармацевтическая компания обеспечивает льготников лекарствами через льготные аптеки. Если потребность в утвержденную заявку включена и лекарство закуплено, проблем с получением лекарства по льготному рецепту в аптеке быть не должно. И наоборот, если потребность пациента в лекарстве не была включена в сводную заявку или лекарство не было включено в спецификацию при госзакупках, он его не получит. Узнать о том, включена ли потребность пациента в сводную заявку по поликлинике на определенный период, можно у лечащего врача и в отделе лекарственного обеспечения регионального минздрава.


Если на фоне приема препарата у пациента происходит ухудшение состояния здоровья, возникают побочные явления (зафиксированные в его амбулаторной карте) или подтвержденная индивидуальная непереносимость препарата, Минздрав должен решать вопрос о разовой закупке необходимого пациенту препарата.


Проблемы при получении лекарств


Главная проблема, с которой сталкиваются льготные категории пациентов при необходимости получить лекарство, в том числе дорогостоящее – перебои с обеспечением препаратами, которые, в свою очередь, объясняются отсутствием средств в региональном бюджете. Пациент на должен соглашаться с такой постановкой вопроса: отсутствие финансирования ни при каких условиях не может быть уважительной причиной для отказа в оказании медицинской помощи или обеспечении лекарствами.


Часто врачи поликлиник отказываются выписывать льготный рецепт при отсутствии лекарств в аптеке. Такие действия также неправомерны. По действующему законодательству, отсутствие лекарства в льготной аптеке не должно являться причиной отказа в выписке рецепта, наоборот, рецепт необходим, чтобы поставить его на отсроченное обслуживание.


Начинать жаловаться можно с заведующего поликлиникой, врачи которой отказываются выписать льготный рецепт. Хотя понятно, что врачи выполняют устное распоряжение своего начальника, брать на себя ответственность за нарушение тот может не захотеть.


Следующая инстанция – отдел лекарственного обеспечения минздрава региона. Кроме того, контроль за льготным лекарственным обеспечением осуществляет территориальный орган Росздравнадзора. И наконец, на несоблюдение нормативных актов о праве пациента на получение льготных лекарств (а также утвержденных Минздравом РФ стандартов лечения) можно пожаловаться в прокуратуру.


Как добиться назначения оригинального препарата по торговому наименованию


Любой лекарственный препарат имеет два наименования: торговое и международное непатентованное (МНН). Чтобы получить лекарство под торговым наименованием – оригинальный препарат – пациент должен подтвердить индивидуальную непереносимость назначенного ему дженерика под международным наименованием. Для этого можно вызвать врача на дом или скорую помощь (8).


Факт индивидуальной непереносимости препарата, сохраняющейся в течение нескольких приемов, должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, связан с применением препарата под МНН и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения (в стационаре или в поликлинике). Затем сведения о лекарственной непереносимости направляются в территориальные органы Росздравнадзора. С этой целью врач должен заполнить «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства».


Лекарства по жизненным показаниям предоставляются в случае угрозы для жизни больного по решению врачебной комиссии поликлиники.


Получение лекарства в аптеке


Льготный рецепт необходимо предъявить в уполномоченную аптеку. Вместе с рецептом пациент получает «информационный лист рецепта» с указанием закрепленных за поликлиникой аптек и числа имеющихся в наличии на момент выписки рецепта упаковок препарата. Как правило, число это небольшое, и надо сразу бежать в аптеку, пока лекарство не забрал кто-то другой.


При отпуске льготного лекарства сотрудник аптеки может заменить его на аналог – это правомерно, но требует согласования с лечащим врачом. Для этого врач указывает свой телефон на рецепте (9).


Если в момент обращения необходимое лекарство в льготной аптеке отсутствует, то нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание. В этом случае рецепт принимается аптекой на обеспечение и регистрируется в специальном журнале «неудовлетворенного спроса» или «отсроченного спроса». На рецепте сотрудник аптеки должен поставить отметку о дате постановки рецепта на учет, указать номер аптеки, расписаться и возвратить рецепт пациенту. В некоторых регионах аптеки забирают рецепт. В таком случае надо сделать копию рецепта, на которой аптека укажет номер и дату его регистрации в «Журнале отсроченного спроса». Это исключит недобросовестные действия сотрудника аптеки, который может позже сказать, что такого рецепта вообще не было.


После принятия рецепта аптека должна сразу сделать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить его пациенту в течение 10–16 дней. Десять дней дается на доставку лекарства со склада фармацевтической компании в аптеку. Дополнительные шесть дней отводятся на закупку лекарства, если его не окажется в самой компании (10). Если врачи или аптека утверждают, что лекарства нет и не будет, пациент может сам позвонить в компанию, осуществляющую поставки льготных лекарств в регион, и выяснить, есть ли на складе то или иное лекарство, когда оно будет доставлено в льготную аптеку, по какой причине отсутствует, а также уведомить, что рецепт принят аптекой на отсроченное обслуживание, так как аптека может и не уведомить компанию об отсроченном рецепте. Телефон уполномоченной фармацевтической компании имеется в льготной аптеке (11).


Если лекарство есть в другой льготной аптеке, его должны доставить больному не позднее 15 дней с момента постановки рецепта на отсроченное обслуживание. Если при нахождении на отсроченном обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления, за исключением наркотических и подлежащих учету лекарственных средств.


Лекарства за свой счет


Если лекарственный препарат не предоставлен аптекой в течение 16 дней, то можно приобрести его за свой счет, сохранив документы об оплате и рецепт с отметкой аптеки.


После этого необходимо написать претензию в адрес уполномоченной фармацевтической компании о компенсации средств, потраченных на приобретение льготного лекарства. Вряд ли эта претензия будет удовлетворена, но она будет являться основанием для обращения в суд с иском о взыскании убытков с ответственных за лекарственное обеспечение уполномоченных органов. Например, компания может указать, что минздрав области не проводил плановые торги на закупку лекарств или лекарство не было указано в спецификации при госзакупках, поэтому его нет. Исходя из ответа на претензию, можно будет определить ответчика в суде. Ответчиком может быть фармацевтическая компания, местный минздрав, поликлиника.


Если пациент купит за свой счет препарат по рецепту, не поставленному на отсроченное обслуживание, суд может отказать в иске о возмещении денежных средств, посчитав, что аптека могла предоставить лекарство, но пациент своим правом не воспользовался.


Выписка наркотических и подлежащих учету лекарственных средств


Если паллиативное лечение было начато уже в стационаре, при выписке пациенту могут назначить или сразу выдать обезболивающие наркотические препараты, которых ему хватит на пять дней. Для выписки рецептов на обезболивающие препараты не требуется рекомендаций врачей-специалистов. Лечащий врач, в том числе терапевт поликлиники, имеет право самостоятельно или по решению врачебной комиссии назначать и выписывать рецепты на обезболивающие и наркотические препараты (12).


Рецепты на подлежащие жесткому учету лекарства выписываются на бланке строгой отчетности формы 148-1/у-88, со штрихкодом, распечатывают их в специальном кабинете поликлиники. Бланк 148-й формы изымается в аптеке и для отчетности должен храниться там минимум три года. Количество выписываемых наркотических препаратов списка II (морфин, просидол, фентанил и др.) при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством для выписывания на один рецепт (13).


Иногда врачи поликлиники не хотят выписывать обезболивающие препараты, а если и выписывают, то ограничиваются трамадолом. Это может привести к формированию трудно устранимого болевого синдрома. Если слабые опиоиды пациенту уже не помогают, следует вызвать терапевта на дом, описать характер боли как «сильную или очень сильную» и потребовать изменить схему обезболивания. Если врач поликлиники отказывается изменить схему обезболивания, можно вызвать на дом работников хосписа и попросить письменные рекомендации на выписку «обезболивающих, вплоть до наркотических».


Действия врача, который вообще не выписывает обезболивающие лекарства или выписывает неэффективные и не меняет схему обезболивания, могут быть расценены, как оказание некачественной медицинской помощи или отказ в ее оказании. Жаловаться на такого врача можно заведующему клинико-экспертной комиссии (КЭК) или главврачу поликлиники, в страховую компанию, в минздрав области и в прокуратуру.


Нормативные акты


1. Статья 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.


2. Федеральные льготники (инвалиды с социальным пакетом) обеспечиваются лекарствами на основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».


3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».


4. Каким образом формируется заявка на лекарства для пациентов, в какие сроки и кем она утверждается, куда направляется, указано в методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» от 17.07.2006.


5. Пункт 6 «Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» от 22 ноября 2004 года.


6. Перечень «региональных лекарств» содержится в приложении к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2014 год (на текущий год) в области проживания пациента.


7. На основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения», где указано право лиц с онкозаболеваниями получать бесплатно все лекарственные средства.


8. Случаи предоставления лекарств под торговыми наименованиями перечислены в пункте 3 приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».


9. Пункт 37 приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н.


10. Об отсроченном обслуживании для инвалидов говорится в приказе Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», приказе Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».


11. Действия, которые должны совершить аптека и фармацевтическая компания, указаны в методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» (одобрено Минздравсоцразвития РФ 10 июля 2006 г.), письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 6 февраля 2006 г. № 01И-60/06 «О порядке обеспечения временно отсутствующими лекарственными препаратами».


12. Порядок выписки рецептов на лекарства указан в приказе Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».


13. См. приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н.








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий